СОШ №1 г. Белоярский
г. Белоярский ХМАО-Югра
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
    1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
    2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

    В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
    1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
    2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
    3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Общее образование имеет три ступени:
    - Начальное общее образование (1-4 кл.)
    - Основное общее образование (5-9 кл.)
    - Среднее общее образование (10-11 кл.)

    В настоящее время разработаны и утверждены все три стандарта:
    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.

    - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.

    - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года.

    ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Обновленные ФГОС НОО и ООО

    1 сентября 2022 года обучающиеся  1 и 5 классов российских  школ перешли на  обновленные  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), и уже в 2024/2025 учебном году обучающиеся 1-9 классов будут учиться по обновленным стандартам.

    Почему  надо было обновлять ФГОС?

    За основу новой версии  ФГОС НОО и ООО были  взяты ФГОС  2009-2012 гг.. Прошло довольно много времени и изменилось многое: структура управления образованием на федеральном уровне, нормативная правовая база, приняты концепции преподавания ряда учебных предметов, внесены существенные поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» и др.

    Как отмечается в Методических рекомендациях Минпросвещения РФ, обновление ФГОС НОО и ООО потребовалось в целях возрождения  единого образовательного пространства России, преемственности  содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Что изменилось в обновленных ФГОС?

    — изменились формулировки требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, они  конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования  функциональной грамотности обучающихся; по предметным результатам  они прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что — на углубленном. Акцент делается на применение  знаний на практике;

    — изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ — приведен в соответствие с СанПиН 1.2.3685-21: максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся начальных классов за  4  учебных года не может быть более 3345 академических часов (увеличение составило 155 часов); в основной школе за 5 учебных  лет она не может быть более 5848 академических часов (увеличение составило  299 часов);

    — скорректирован набор учебных предметов в предметных областях, в том числе учебных предметов, изучаемых  на углубленном уровне;

    — при обучении лиц с ОВЗ в начальной школе применяются ФГОС НОО для обучающихся с  ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    — в обновленных ФГОС НОО и ООО учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература», «Второй иностранный язык» включены в список обязательных, но теперь каждая образовательная организация принимает решение об их изучении с учетом своих возможностей: кадровых, финансовых, материально-технических и с согласия  родителей (законных представителей) обучающихся;

    — в основной школе с  5-го по 9-й класс поэтапно с 2023/24 учебного года  вводится учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с представленными модулями;

    — даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда»; определено, что доступ к информационно-образовательной среде школы должен быть у каждого ученика и родителя (законного представителя) обучающегося  в течение всего периода обучения;  при обучении с использованием дистанционных технологий  школа должна обеспечить школьников индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам как на территории школы, так и за ее пределами;

    — определены условия деления обучающихся на две и более групп: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе на изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык, государственный язык республик РФ, иностранный язык, а также углубленное изучение отдельных предметных областей или учебных предметов;

    — детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы;  определены связи воспитательного и собственно учебного процесса;   обозначены  виды воспитательной деятельности как способа достижения личностных образовательных результатов;

     — предусмотрена  возможность для инновационных площадок самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования. Это же может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», разрабатываемые на основе примерной основной образовательной программы.

    Источник: Обновлённый ФГОС. Методические рекомендации учителям | Учитель.club (uchitel.club)

     

    Приказ №1566 от 24.12.2021г СОШ №1 г. Белоярский «Об утверждении плана введения ФГОС-2021 в СОШ№1 г. Белоярский»

    Приказ №1567 от 24.12.2021г СОШ №1 г. Белоярский «О  рабочих  группах по обеспечению перехода на обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО»

    Положение о рабочей группе по введению в СОШ № 1 г.Белоярский в 2022-2023 учебном году федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения от 31.05.21г. № 286 и 287

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie